ЭКСПЕДИЦИЯ НА КОМАНДОРЫ.

 

1992. Опубликовано на немецком языке в AMSAT-DL Journal.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Имя Витуса Беринга знают все радиолюбители.
Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга, Командоры,
Камчатка - места на земном шаре связаны с его именем. Пожалуй,
самые трудные радиолюбительские экспедиции направлялись в те
районы. И самые сложные условия проведения радиосвязей именно
оттуда.
Беринг - датчанин по происхождению был приглашен в 22-х летнем
возрасте русским царем Петром на службу в русский флот. Только
что родившийся русский флот - детище Петра - требовал знающих
моряков. И таким был Витус Беринг. С того момента он приобрел
вторую родину и погиб, выполняя ее задание и свой долг...
Русские и датчане одинаково бережно хранят память о своем
земляке. Он, Беринг, через 250 лет заставил ученых, рабочих и
путешественников соединиться в один дружный коллектив и
направиться туда, где погиб знаменитый путешественник и часть
его команды - на остров Беринга. Совместная Российско-Датская
экспедиция обнаружила могилу Беринга, остававшуюся безвестной
250 лет.

Археологические раскопки места зимовки экипажа корабля Беринга
"Св. Петр" производились летом 1991 года. Командой датских
археологов под руководством Оле Щерринга был обнаружен
погребальный комплекс из 6 захоронений. Одно из погребений
отличалось от других наличием деревянного гроба, сколоченного из
корабельных досок, более глубокой могильной ямой и почти
центральным расположением среди других погребений.
Родственники Беринга, проживающие в России, дали согласие на
эксгумацию могилы. Ведь до сих пор портрет Беринга был
неизвестен. Распространенный в учебниках портрет был вовсе не
Беринг! И это доказали ученые, сотрудники института судебной
медицины во главе с профессором В.Н.Звягиным. Останки погребения
были из'яты одним единым блоком вместе с грунтом почвы весом до
400 кг. и перевезены сначала в Петропавловск-Камчатский, затем,
в Москву. Останки изучались в Институте судебной медицины
Минздрава России коллективом физико-технического отдела. В
результате было восстановлено истинное изображение знаменитого
мореплавателя! Летом 1992 года раскопки продолжались, а из
Москвы на остров Беринга были отправлены останки
командора-капитана и его команды для торжественного
перезахоронения.

КОМАНДОРЫ

Расстояние между бухтой Командор, где производились
археологические раскопки и поселком Никольское более 40
километров. Связь с внешним миром может быть только через
поселок, так как только там есть электроэнергия, междугородний
телефон, телеграф, почта.

По этой причине радиогруппа клуба "Приключение" организовала
местную радиосвязь между бухтой и поселком. Анатолий Мельников,
маршрутный радист всех трудных полярных экспедиций, известный
под позывным U0K ("Полярный мост") разместился в бухте. Ему
помогал Дима Варбан UA9XJD из Воркуты. В поселке размещались
Александр Шатохин RV3DAE (1991) и Юрий Чубученко UW6LC-4K4LC
(1992).

Для местной радиосвязи использовалась портативная радиостанция
"Северок" с питанием от небольших аккумуляторных батарей. Как
правило, связь была два раза в сутки по 10-20 минут. Особенно
напряженная работа для радистов была в дни августовского путча
1991 г. и после разрушительного тихоокеанского смерча в августе
1992 г.

Дальнюю любительскую связь обеспечивал Юрий, кандидатура
которого на радиста экспедиции была бесспорной. Клуб выделил ему
трансивер FT-747 с блоком питания, антенну 12AVQ и все
необходимое для работы в радиолюбительском эфире. За время
пребывания на о.Беринга, несмотря на дефицит в электроэнергии,
Юрий провел 3600 QSO.

О "Северке" хочется остановиться особо. Радисты полярной
экспедиции "Комсомольской правды" сконструировали специально для
лыжного перехода к Северному полюсу в 1979 году радиостанцию
"Ледовая-1". Позже, в 1980-81 г. была разработана "Ледовая-2".
Размером в один кирпич, 10-ваттная SSB радиостанция была
опробована в снегах антарктиды, а в 1988 году обеспечивала
лыжную экспедицию "Полярный мост" СССР-Северный полюс-Канада.
Слухи о нашей радиостанции дошли до военных связистов, которые
пользовались устаревшими тяжелыми станциями, абсолютно
непригодными для таких родов войск, как десантники, разведчики,
спасатели-вертолетчики. На нас "вышли их люди" и вскоре, по
заказу министерства обороны была создана радиостанция "Северок",
прообразом которой и стала "Ледовая-2". В станции применена
современная технология, специальной конструкции антенна,
развертываемая за несколько секунд, малогабаритные аккумуляторы,
уложенные в пояс вокруг тела. Выходная мощность передатчика
составляет 3 Ватта, условия работы самые экстремальные. Целевое
назначение станции - для войск в Афганистане (мое личное
мнение). Поэтому остается загадкой, почему ее назвали "Северок".
То ли в порядке маскировки от использования на крайнем юге, то
ли в память о знаменитом "Северке", созданном в годы войны для
партизанских отрядов, то ли дань своему прообразу "Ледовой".

AO-21/RS-14 над Камчаткой!

Совместить приятное с полезным хотел бы каждый из нас. С детства
я мечтал попасть на Командоры. К тому была причина. Вещательная
радиостанция проводила с младшими школьниками игру:
расказывалось об интересных путешествиях но не назывались имена
путешественников. Нужно было определить их, написать свой
рассказ и отослать в редакцию. Так я узнал об Амундсене, Скотте,
Куке, Миклухо-Маклае, Пржевальском, Левингстоне и Стенли,
Беринге. Более, чем через 50 лет, желание посетить Командоры,
пожалуй, только усилилось. Но я понимал, что одного желания
мало. Поэтому я оснастился всем необходимым для проведения
экспериментов с RS-14 и космической станцией МИР и поздним
сентябрьским вечером с группой русских и датских ученых, а также
потомков Беринга, вылетел на Камчатку. Петропавловск-Камчатский
встретил нас холодной дождливой погодой. После небольших
организационных неувязок местные власти разместили нас в уютной
небольшой гостинице в центре города. Можно было начинать работу.

Мой радиобагаж состоял из трех Hand-held VHF FM станций:

ICOM-u2AT, Standard C-150 и C-168. В дополнение к штатным
"rubber duck" захватил также антенну AEA HR 1/2 wave "Hot Rod",
которая мне казалась более эффективной. Заготовленные дома
распечатки орбит удалось проверить немедленно, прямо в автобусе
по пути в гостиницу. Первое, что удалось услышать - это голос
Евгения RA3APR, приветствие с RS-14. Как то странно было слышать
этот голос здесь за много тысяч километров от "источника". И
главное, никакой разницы в кечестве. А ведь путь он проделал не
малый. Из Москвы на магнитной пленке в Англию, в Соррейский
университет, где он был передан Питеру DB2OS, затем он уехал в
ФРГ Ганновер, оцифрован, передан по радиоканалу в Мюнхен
Герхарду DG2CV, потом в цифровом же виде отправлен на
AO-21/Rudak-2, и уже оттуда снова на землю живым человеческим
голосом... Следующий эксперимент в тот же вечер - прием
разговоров космонавтов со станции МИР прямо в номере гостиницы.
Дело в том, что самый восточный пункт связи со станцией, как раз
находится в Петропавловске-Камчатском. Разговор через этот пункт
мне и удалось схватить на 143.625 с помощью IC-u2AT. Для более
уверенного приема пришлось выйти во двор гостиницы.

НА КОРАБЛЕ

Через три дня на военном сторожевом корабле "Кедров" мы вышли в
океан. Меня разместили в каюту с приятным собеседником,
относительно молодым адмиралом, который находился на корабле в
качестве пассажира. Погода не баловала, было прохладно временами
шел дождь, слегка штормило. По этой причине общаться приходилось
только с наиболее стойкими пассажирами. Одним из них оказался
моряк с американского рыболовного судна. Он проявил незаурядные
познания в радиосвязи, быстро овладев моими нехитрыми Hand-Held.
Орбиты RS-14 проходили поздно вечером, но мой новый приятель,
несмотря на погодные условия, с большим энтузиазмом выбирался со
мной на палубу и слушал голос из космоса. Чтобы не тратить
энергию батарей радиостанций на подсвет шкалы, мы брали с собой
сначала спички, а потом раздобыли электрический фонарик. Сначала
прием сигналов удавался не очень хорошо. Приходилось бегать по
металлическим застройкам корабля и выискивать удобное для приема
место. На одной из высоких орбит я вдруг услышал четкий,
необыкновенно знакомый голос. Да это же Питер, DB2OS!
Скороговоркой, чтобы уложиться в отведенное RTX-2000 на Rudak'е
время, он передавал приветствие участникам экспедиции. Трудно
нам было вызвать в то время пассажиров на палубу. Да и никто не
верил в голос из космоса. Поэтому мы выпросили у
девушки-корреспондента с Аляски небольшой диктофон и на
следующем витке записали текст:

"This is AMSAT OSCAR-21. Greetings to the
Russian-Denmark Expedition, which discovered
the burial place of Vitus BERING and his team
at the Comandor bay near Kamchatka."

Несмотря на ночь, в кают-кампании было оживленно. Демонстрация с
диктофона произвела ошеломляющий эффект. Кто-то поверил, кто-то
назвал нас шулерами. Все сразу заговорили о космосе, о
спутниках. Каждый старался показать свою компетентность в этом
деле. Одного только никто не хотел признать - что сделали это
радиолюбители. Весь следующий день меня осаждали люди, желавшие
послушать радиолюбительский спутник...

НЕОБЫЧНАЯ РОЛЬ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО РАДИО

Непосредственно вблизи островов разыгрались драматические
события. Прибывшему из поселка Никольское баркасу капитан
корабля запретил швартоваться. После каких-то переговоров
руководства корабля и острова была дана команда загрузить
корабельный вертолет продуктами, погребальными
урнами-саркофагами, из пассажиров взяли одного священника, и
вертолет улетел. Пассажиры - участники экспедиции, представители
прессы, радио, телевидения, родственники Беринга - были в
недоумении. Было очевидно, что идет какая то игра, кто-то не
хочет, чтобы люди, с трудом добравшиеся до цели, попали на
остров. Более того, к середине дня по корабельному радио
об'явили, что на нас движется смерчь со стороны японских
островов и корабль должен через час выйти в открытый океан.

К этому времени мы с Юрой уже установили связь на VHF FM и
интенсивно обменивались собственной информацией. Я попросил Юру
срочно позвонить по телефону в Москву и доложить директору клуба
"Приключение" Дмитрию Шпаро обстановку. В Москве была глубокая
ночь и, как сообщил Дмитрий, что либо предпринять, чтобы спасти
положение не представлялось возможным. Посоветовавшись, мы
решили действовать самостоятельно.

По кораблю ходили разные слухи. Кто-то верил в надвигающийся
шторм, кто-то считал, что команда хочет иметь взятку, но
большинство пассажиров ничего не хотело слышать и знать: им надо
было во что бы то ни стало попасть на остров. Девушки из США и
Канады плакали и на коленях умоляли капитана забросить их на
остров. Выбираться оттуда они обещали сами.
Пожалуй, наиболее правдоподобную версию подсказали мне по
секрету вертолетчики корабля. Военные руководители корабля
испугались большого количества иностранцев, в числе которых были
и дипломатические работники из посольства. Испугались
ответственности, а может быть проявили излишний патриотизм. Ведь
острова относились всегда к закрытой для иностранцев зоне в
Советском Союзе. Позорить имя свего корабля капитан явно не
хотел. А "Кедров"- фамилия ближайшего соратника
Ф.Э.Дзержинского, основателя советского КГБ.

За полчаса до обещанного снятия с якоря, я подошел на
капитанский мостик и попросил капитана связать меня по радио с
Москвой. Как представитель клуба-организатора экспедиции я
должен был доложить обстановку. Мне ответили, что прямой связи с
Москвой нет, надо просить об этом отделение связи на острове или
в Петропавловске-Камчатском. Было ясно, что мой разговор с
Москвой руководству корабля не желателен. Тогда, не долго думая,
достаю из кармана Hand-Held C-168 и прямо перед начальством
связываюсь с Юрой. Произошел примерно такой разговор:

"4K4LC я UA3CR/mm. Юра, срочно звони в Москву, связывайся с
командующим флотом или министром обороны и докладывай, что
экспедиция срывается, приказ министра обороны о доставке
участников не выполняется".
"Но как могу я звонить, ведь в Москве ночь?"

"Узнай домашний телефон и звони домой, время не терпит..."
Во время этого короткого разговора я заметил, как надменное
ухмыляющееся выражение окружавших меня лиц стало меняться
сначала на недоуменное, а потом и на испуганное. Кажется, первый
шок был получен когда с острова раздался четкий громкий голос
Юры, нашего радиста UW6LC/4K4LC.
Не могу утверждать, что после этого разговора смерчь свернул в
сторону и больше нам не угрожал. Только через полчаса к борту
корабля пришвартовался баркас, а еще минут через 20 все желающие
оказались на острове. Для многих из нас это был счастливейший
день в жизни!

Л.Лабутин